ПАМЯТКА
ИНФРАСТРУКТУРА МЕДИЦИНСКИХ И ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ
УСЛУГ, ОКАЗЫВАЕМЫХ НАСЕЛЕНИЮ БЮДЖЕТНЫМИ
ОРГАНИЗАЦИЯМИ (В ТОМ ЧИСЛЕ В КРИЗИСНЫХ
И ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЯХ)
- ФГБУ «Национальный медицинский исследовательский центр психиатрии и наркологии имени В.П. Сербского» Минздрава России.
Научно-практический центр профилактики суицидов и опасного поведения несовершеннолетних.
г. Москва, ул. Потешная, д. 3. Тел. Центра: 8 (495) 963-75-72.
Цель деятельности Центра - разработка и реализация комплексных мер по профилактике, ранней диагностике, кризисной помощи и реабилитации суицидального и опасного поведения у детей и подростков. В амбулаторном блоке Центра, работающем на базе отделения клинической и профилактической суицидологии и консультативно-диагностического отделения клиники Московского НИИ психиатрии - филиала Центра имени В.П. Сербского, оказывается консультативно-диагностическая, медикопсихологическая и психотерапевтическая помощь детям и подросткам с проявлениями суицидального поведения. В стационарном блоке на базе детско-подросткового отделения клиники Московского НИИ психиатрии оказывается стационарная (кризисная, реабилитационная)
суицидологическая помощь детям и подросткам, госпитализированным вследствие совершенных суицидальных попыток, а также наличия у них других проявлений суицидального (мысли, замыслы, намерения, преднамеренные самоповреждения) и опасного (экстремальные поступки с риском для жизни и здоровья) поведения. В Центре работают высококвалифицированные специалисты в области детской и подростковой психиатрии, психотерапии, медицинской психологии и суицидологии. Руководитель Центра - доктор медицинских наук, профессор, Заслуженный деятель науки России Б.С. Положий.
Все виды консультативно-диагностической и лечебной помощи осуществляются на бесплатной основе и не требуют каких-либо врачебных направлений. Запись на консультативно-диагностический прием осуществляется по телефону (495) 963-71-25 (кроме субботы и воскресенья) (понедельник-пятница с 9.00 до 17.00).
- Городское консультативно-психиатрическое диспансерное отделение ГБУ здравоохранения города Москвы.
«Научно-практический центр психического здоровья детей и подростков имени Г.Е. Сухаревой Департамента здравоохранения города Москвы». г. Москва, 5-й Донской проезд, д. 21А.
Тел.: 8 (495) 954-20-74 (понедельник-пятница с 9.00 до 18.00, суб. с 9.00 до 14.00).
Стационар, включающий в себя 11 лечебно-диагностических отделений, в том числе отделения для лечения наиболее тяжелых форм психических расстройств (острые психозы, шизофрения, расстройства с выраженными нарушениями поведения и суицидальными проявлениями, умственная отсталость), отделение для комплексной лечебнореабилитационной и педагогической работы с детьми и подростками с пограничными формами психических расстройств, отделение для совместного пребывания родителей с детьми, боксированное отделение. Особым направлением в работе НПЦ является коррекция нарушений пищевого поведения, в том числе нервной анорексии.
Условия:
- самостоятельное обращение с 15 лет; для детей до 15 лет с родителями;
- обращение по паспорту, полису;
- бесплатные консультации для москвичей; для иногородних: самостоятельное обращение - платно, по направлению Департамента здравоохранения - бесплатно.
Бесплатные анонимные телефоны доверия
- ФГБУ «НМИЦ ПН им. В.П. Сербского» Минздрава России.
Горячая линия помощи. Круглосуточно 8 (495) 637-70-70. Горячая линия по вопросам домашнего насилия 8 (495) 637-22-20.
Контактный e-mail по вопросам COVID-19 Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript..
- Всероссийский Детский телефон доверия (бесплатно, круглосуточно) 8-800-2000-122.
Психологическое консультирование, экстренная и кризисная психологическая помощь для детей и подростков в трудной жизненной ситуации и их родителей.
- «Детский телефон доверия» Центра экстренной психологической помощи Московского городского психолого-педагогического университета (бесплатно, круглосуточно) 8 (495) 624-60-01 или 8-800-2000-122.
Психологическое консультирование, экстренная и кризисная психологическая помощь для детей и подростков в трудной жизненной ситуации и их родителей.
- Телефон доверия неотложной психологической помощи (Московская служба психологической помощи населению) (бесплатно, круглосуточно): 051 (с городского телефона); с мобильного телефона (МТС, Мегафон, Билайн) 8-495-051 - услуги оператора связи оплачиваются согласно тарифному плану.
Психологическое консультирование взрослых по различным вопросам: острые кризисные ситуации, вопросы личностного развития, семейные или профессиональные проблемы.
- Горячая линия «Дети Онлайн» (бесплатно, с 09-00 до 18-00 по рабочим дням) 8-800-250-00-15.
Консультирование взрослых по вопросам: как оградить детей от негативного контента, преследования, шантажа, домогательства в Интернете.
- Горячая линия Центра экстренной психологической помощи МЧС России (бесплатно, круглосуточно): 8 (499) 216-50-50 (при звонке из другого города или страны оплачивается междугородняя связь).
Психологическое консультирование взрослых по различным вопросам: острые кризисные ситуации, вопросы личностного развития, семейные или профессиональные проблемы.
Департамент образования города Москвы
- ГБОУ города Москвы «Городской психолого-педагогический центр Департамента образования города Москвы» (ГБОУ ГППЦ ДОгМ). тел.: 8 (499) 172-10-19; 8 (499) 613-52-14.
Оказание бесплатной очной психологической помощи детям и их родителям. Проведение мероприятий первого и второго уровней профилактики суицидального поведения обучающихся.
- Центр экстренной психологической помощи ГБОУ ВПО «Московский городской психолого-педагогический университет».
г. Москва, Шелепихинская набережная, д. 2А.
тел.: 8 (499) 795-15-01; 8 (499) 795-15-07.
Оказание экстренной психологической помощи субъектам образовательной среды, психологическое консультирование детей, родителей, работников сферы образования в кризисных ситуациях.
Организация и предоставление учебно-методической помощи специалистам образовательных организаций (по направлениям деятельности центра).
Департамент социальной защиты населения города Москвы
- ГБУ «Московская служба психологической помощи населению» Департамента социальной защиты города Москвы (ГБУ МСППН).
г. Москва, 2-ой Саратовский проезд, д. 8, кор. 2.
тел.: 8 (499) 173-09-09 и филиалы по округам (пон.-пят. с 9.00 до 21.00, суб. с 9.00 до 18.00). Консультации по вопросам семьи и брака, детско- родительским взаимоотношениям, внутриличностным конфликтам, психологическому здоровью, профориентации (самостоятельное обращение с 14 лет; для детей от 10 до 14 лет - с родителями). Кризисное очное консультирование (на территории службы); выездная кризисная помощь (на дому), работа бригад быстрого реагирования в связи с ЧС.
МЧС России
Единый номер спасения: 112.
- Центр экстренной психологической помощи МЧС России.
г. Москва, Угловой переулок д. 27 стр. 2.
Оказание экстренной психологической помощи населению, пострадавшему при чрезвычайных ситуациях. Оказание экстренной психологической помощи осуществляется в ходе проведения эвакуации пострадавших, в пунктах временного размещения, при сопровождении массовых и траурных мероприятий, в том числе при проведении процедуры опознания. На сегодняшний день сотрудниками организации являются более 350 специалистов, которые работают в Центре и его филиалах в Хабаровске, Красноярске, Екатеринбурге, Нижнем Новгороде, Ростове-на-Дону, Пятигорске, Севастополе, Санкт-Петербурге.
Г орячая линия +7 (495) 989-50-50.
Интернет ресурсы
- Сайт при детском телефоне доверия МГППУ, где размещены информационные ресурсы и есть возможность получить дистанционную консультацию http://childhelpline.ru/
- Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ) https://www.who.int/features/ga/24/ru/
- wikiHow «Как предотвратить самоубийство» https://ru.wikihow.com/%D0%BF%D 1 %80%D0%B5%D0%B4%D0%BE%D 1 %8 2%D0%B2%D 1 %80%D0%B0%D 1 %82%D0%B8%D 1 %82%D 1 %8C-
%D 1 %81 %D0%B0%D0%BC%D0%BE%D 1 %83%D0%B1 %D0%B8%D0%B9% D1 %81 %D 1 %82%D0%B2%D0%BE
РЕКОМЕНДАЦИИ РОДИТЕЛЯМ РЕБЕНКА,
СОВЕРШИВШЕГО ПОПЫТКУ СУИЦИДА
Дорогие родители!
J Если Вы держите в руках этот буклет, возможно, вашему ребенку сейчас потребовалась помощь врачей.
J Первое и самое важное: Ваш ребенок жив!
J Второе и тоже важное: чтобы поправиться, ребенку необходима поддержка, любовь и забота его самых близких людей, т.е. Вас.
J Врачи сделают всё возможное, чтобы восстановить физическое здоровье ребенка.
J Чтобы поправиться полностью, необходимо восстановить психологическое здоровье и душевное спокойствие Вашего ребенка и Вас.
J Пожалуйста, обязательно придерживайтесь правильного режима дня - ваши силы сейчас очень важны и для Вас, и для Вашего ребенка.
J Пока ребенок находится под присмотром врачей, у Вас есть возможность успокоиться, собраться с мыслями и продумать следующие шаги.
Мы готовы оказать психологическую помощь.
В конце буклета вы найдете контакты, куда можно и нужно обращаться в этой ситуации.
Попытка самоубийства - это сигнал SOS
Попытка самоубийства - это реакция на проблему, которую ребенок видит непреодолимой, это крик о помощи. Даже если Вам эта проблема кажется надуманной, а действия ребенка - шантажными, суицидальная попытка говорит о том, что других способов справиться с ситуацией он не находит. Это не значит, что ребенок «плохой», это значит, что ему сейчас плохо, и ему необходимо помочь.
Почему необходимо обратиться за помощью к психиатру, психологу
Попытка прекратить жизнь - это крайняя степень отчаяния, одиночества, невыносимость ситуации, «страдания, которые больше невозможно выносить». Если уделить внимание только физическим последствиям попытки суицида: раны, травмы и т.д., то психологические причины так и останутся без внимания. Возможно, кризис не разрешился, а суицидальная попытка может повториться, а значит, угроза жизни ребенка сохраняется.
Обращение за помощью к психиатру, психологу - это не слабость и стыд. Это наш с Вами выбор, выбор неравнодушного и ответственного человека.
Способы помощи
Наиболее эффективна комплексная психолого-психиатрическая работа с ребенком и членами его семьи.
Психологическая помощь необходима в решении сложностей в следующих сферах:
J семейные взаимоотношения;
J сложности в школе: учеба, отношения со сверстниками, учителями;
J потеря близких людей, разрыв отношений;
J ощущение безнадежности, никчемности;
J болезнь и хроническая боль;
J физическое или сексуальное насилие (часто скрывается);
J вопросы сексуальной ориентации.
Психиатрическая помощь необходима в решении сложностей в следующих сферах:
J злоупотребление алкогольными напитками и/или психоактивными веществами, в том числе подозрение на их прием;
J психические расстройства (эмоциональная неустойчивость с частыми беспричинными сменами настроения, раздражительность, снижение познавательной деятельности, ухудшение памяти, забывчивость, общее снижение энергетического потенциала, нарушения сна);
J тяжелые последствия психотравмирующих событий (изменение характера и привычек ребенка после перенесенной травы, эмоциональная отчужденность от близких, нежелание обсуждать и говорить о произошедшем, чувство вины из-за случившегося горя).
Психическое расстройство необходимо своевременно диагностировать и лечить, а сочетание медикаментозного лечения и психотерапии может приводить к максимально положительным и устойчивым результатам.
Как общаться, чтобы слышать друг друга
Для ребенка в кризисной ситуации нет ничего хуже чувства, что его никто не понимает и он никому не нужен. Ему необходимо дать понять, что он не одинок. Беседуйте с ним и проявляйте заботу о нем.
J Всеми своими действиями показывайте, что вы прислушиваетесь к его словам и понимаете серьезность испытываемой им боли.
■/ Дежурные фразы о том, что «все не так уж плохо» и «все наладится» не помогают: слыша их, ребенок чувствует, что вы не понимаете и не хотите выслушать его.
« Вместо общих фраз лучше сказать: «Ты не одинок. Я готов внимательно тебя выслушать и помочь тебе» или «Возможно, я не способен до конца понять твои чувства, но я твердо знаю, что готов сделать все возможное, чтобы помочь тебе», «Я ни в коем случае не хочу потерять тебя, давай попробуем вместе справиться».
« Нет необходимости говорить много, иногда можно вообще обойтись без слов. Просто побудьте рядом и выслушайте рассказ о том, что чувствует Ваш ребенок, в чем он сейчас нуждается, как он видит свое будущее.
« Избавьтесь от отвлекающих факторов (выключите телевизор и компьютер), чтобы вас ничто не отвлекало от беседы. Но держите под рукой телефон на случай, если придется вызвать помощь.
Выслушайте ребенка
Если подросток пребывает в расстроенных чувствах, признается, что думает о самоубийстве, и выказывает различные тревожные признаки, не оставляйте его наедине с самим собой. Побудьте с ним, поговорите и внимательно выслушайте.
Наиболее опасные симптомы
J Если в беседе высказывает намерения покончить с собой и говорит, что у него есть план как это сделать.
J Если жалуется на чувство безысходности, говорит, что он «не живет, а существует», мечется и может найти успокоение.
J Если в поведении прослеживается нарастающая замкнутость желание уединиться, избавиться от Вашего присутствия, куда-либо уехать, уйти.
J Если Ваш ребенок, говорящий раннее о своих страданиях, пугавший Вас суицидальными идеями, вдруг становится спокойным, тихим, а иногда и радостным, это может означать, возможно, он принял решение о самоубийстве.
Если Ваш ребенок не идет на контакт,
попросите его ответить на следующие вопросы
J Тебе сейчас плохо?
J Нужна ли помощь другого человека?
J Могу ли я пригласить кого-либо из твоих друзей?
J Я могу вызвать врача?
J Ты можешь поговорить со мной, через некоторое время?
J За это время ты не станешь причинять себе вред?
Если эти вопросы не помогают разговорить Вашего ребенка, возможно, необходимо обратиться в службу скорой помощи
Куда обращаться за помощью
ФГБУ «НМИЦ психиатрии и наркологии им. В.П. Сербского»
Минздрава России
Научно-практический центр профилактики суицидов и опасного
поведения несовершеннолетних
г. Москва, ул. Потешная, д. 3
Тел.: (495) 963-75-72
Цель деятельности Центра - разработка и реализация комплексных мер по профилактике, ранней диагностике, кризисной помощи и реабилитации суицидального и опасного поведения у детей и подростков. В амбулаторном блоке Центра, работающем на базе отделения клинической и профилактической суицидологии и консультативно-диагностического отделения клиники Московского НИИ психиатрии - филиала Центра им. В.П. Сербского, оказывается консультативно-диагностическая, медико-психологическая и психотерапевтическая помощь детям и подросткам с проявлениями суицидального поведения. В стационарном блоке на базе детско-подросткового отделения клиники Московского НИИ психиатрии оказывается стационарная (кризисная, реабилитационная) суицидологическая помощь детям и подросткам, госпитализированным вследствие совершенных суицидальных попыток, а также наличия у них других проявлений суицидального (мысли, замыслы, намерения, преднамеренные самоповреждения) и опасного (экстремальные поступки с риском для жизни и здоровья) поведения. В Центре работают высококвалифицированные специалисты в области детской и подростковой психиатрии, психотерапии, медицинской психологии и суицидологии.
Руководитель Центра - доктор медицинских наук, профессор, Заслуженный деятель науки России Б.С. Положий.
Все виды консультативно-диагностической и лечебной помощи осуществляются на бесплатной основе и не требуют каких-либо врачебных направлений.
Запись на консультативно-диагностический прием осуществляется по телефону (495) 963-71-25 (кроме субботы и воскресенья) с 9.00 до 17.00.
Горячая линия помощи (круглосуточно): +7 (495) 637-70-70.
Горячая линия по вопросам домашнего насилия: +7 (495) 637-22-20.
Контактный e-mail по вопросам COVID-19: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript..
ПАМЯТКА ПО ОЗНАКОМЛЕНИЮ С ФАКТОРАМИ РИСКА
И ПРИЗНАКАМИ СУИЦИДАЛЬНОГО ПОВЕДЕНИЯ
НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ, А ТАКЖЕ МЕТОДАМИ
ИХ ПРОФИЛАКТИКИ
Научно-практический центр профилактики суицидов
и опасного поведения несовершеннолетних
ФГБУ «Национальный медицинский исследовательский центр
психиатрии и наркологии имени В.П. Сербского» Минздрава России
Самоубийства занимают второе место, как причины смерти, в детском и подростковом возрастах и десятое - среди всех возрастных групп. Ежегодно кончают жизнь самоубийством 1,2 миллиона подростков. Скачок уровня суицидов отмечается между ранним подростковым и молодым возрастом [1] . Суицид - вторая по распространенности причина смерти в возрасте 15-29 лет[2]. По другим данным, самоубийство является третьей по значимости причиной смерти молодых людей в возрасте 10-19 лет во всем мире [3] , и уровень самоубийств среди молодежи (15-19 лет) растет быстрее, чем среди населения в целом (45% против 26%)[4] . Подростковый возраст знаменует собой начало и быстрое развитие многих психических расстройств (например, депрессии, тревоги), которые способствуют повышенному риску самоубийства [5] . Повышенный риск суицида наблюдается в период с 12 до 17 лет, на каждую смерть от самоубийства среди молодежи приходится от 50 до 100 попыток суицида[6]. По всему миру показатели смертности от суицида в этой возрастной группе выше у юношей, чем у девушек. Суицидальные мысли редко фиксируются у детей до 10 лет, но резко учащаются в 12-17 лет[7]. Многие взрослые суициденты думали или пытались покончить с собой еще подростками[8], что подчеркивает важность ранней профилактики суицидального поведения. Важной составляющей динамики развития суицидального поведения являются акты самоповреждения. Считается, что средний показатель самоповреждающего поведения составляет 10%-13%. Причем среди европейских подростков девушки в среднем в три раза чаще говорят о случаях самоповреждения, чем юноши[1]. На основании опроса около 4000 подростков 3 регионов России процент риска самоповреждающего поведения колебался от 12% до 25%, в зависимости от региона[2].
В России, после периода постоянного снижения количества суицидов несовершеннолетних до 2015 года, в 2016-2018 гг. отмечалось увеличение их числа. По данным Росстата, в 2017 г. коэффициент частоты завершенных суицидов среди детей 10-14 лет составил 1,6 на 100 000 лиц этого возраста (в 2 раза больше среднемирового показателя), а среди подростков 15-19 лет - 8,4 на 100 000 ровесников (на 13,5% больше, чем в мире). При этом, соответствующий показатель в сельской местности (2,3 на 100 000) превышает таковой у подростков, проживающих в городах (0,8 на 100 000), в 2,9 раза.
Факторы риска развития суицидального поведения
Сочетание внешних нарастающих проблем и внутренней нестабильности, неспособность справиться со стрессовыми сложными ситуациями приводит к социальной и психологической дезадаптации несовершеннолетних, а в значительной части случаев - к развитию психопатологических состояний. Все это в совокупности может способствовать аутоагрессивному поведению несовершеннолетних и, в конце концов, совершению самоубийства[3].
Условно можно выделить три группы взаимосвязанных факторов, участвующих в динамике развития суицидального поведения: потенциальные (создающие почву), триггерные (стрессовые события запускающие динамику), актуальные (связанные с суицидальным кризисным состоянием).
Потенциальные факторы суицидального поведения
- Суицидальные попытки в истории жизни один из основных факторов прогнозировании возможных повторных суицидальных попыток. Наибольший риск повторной попытки приходится на первые 3-6 месяцев[4]. 20% пытавшихся покончить жизнь самоубийством могут предпринять суицидальную попытку в течение первого года, а 5% совершают самоубийство в течение 9 лет[5].
- Акты самоповреждения, скрываемые, постоянные. Самоповреждения могут стать предшественниками «истинного» самоубийства[6].
- Психические нарушения. Наличие диагноза психического расстройства связано с увеличением риска самоубийства [1] . Риск самоубийства для несовершеннолетних с психическими расстройствами в 5-15 раз выше, чем без психических расстройств[2]. Наиболее распространенными диагнозами являются тревожно-депрессивные расстройства (32-47%), шизофрения (15-20%), алкогольная зависимость (8-17%), расстройства личности (8-11%) и лекарственная зависимость (3-9%) [3] . Тревожные расстройства также в значительной степени способствуют риску самоубийства, особенно на пике выраженного, беспричинного страха[4]. Частота самоубийств подростков 14-25 лет, страдающих нервной анорексией, в 8 раз превышает таковую в общем населении, особо при сочетании с диссоциальным, пограничным, истерическим и нарциссическим расстройствами личности [5] . Расстройство пищевого поведения связано с повышенным риском тяжелых попыток самоубийств[6].
У подростков моложе 12 лет совершивших самоубийство только в 25% выявлялись психические расстройства, а в 30% перед совершением самоубийства наблюдались лишь отдельные депрессивные симптомы[7].
- Семейные факторы
а) психические заболевания у ближайших родственников, а также суицидальные попытки в семейной истории;
б) стиль воспитания, известный как «контроль без привязанности» увеличивает риск развития суицидального поведения[8];
в) низкий социально-экономический статус и образовательный уровень, наличие нетрудоустроенных членов семьи и, как следствие, недостаточная интеграция ребёнка в социум;
г) хронические конфликты в семье, частые ссоры между родителями (опекунами), недостаток внимания и заботы о детях в семье, недостаточное внимание к состоянию ребёнка (например, из-за нехватки времени);
д) алкоголизация, наркомания или другие виды антисоциального поведения родителей;
е) проживание (по разным причинам) без родителей.
- Сексуальная ориентация и гендерная идентичность. Несовершеннолетние
нетрадиционной ориентации, подвержены большему риску самоубийства, чем их сверстники, за счет депрессивных состояний, переживаний безнадежности, злоупотребления алкоголем и другими психоактивными веществами, а также частой подверженности сексуальному насилию[1].
Стрессовые события (триггеры) и суицидальное поведение
Более половины опрошенных родителей, у которых ребенок покончил с собой сообщили, что он пережил какой-то стрессовое событие или конфликт в ближайшее время до смерти.
- Острые конфликты между родителями и детьми являются наиболее частыми причинами самоубийств у детей, а повешение - наиболее частый способ[2].
- Сексуальное, физическое и эмоциональное насилие. Сексуальное и эмоциональное насилие вносят больший вклад в развитие суицидального поведения по сравнению с физическим насилием или пренебрежением в семье[3]. Жестокое обращение с детьми влияет на мальчиков и девочек по-разному, и различия наиболее выражены в отношении сексуального насилия[4]. Мальчики, подвергшиеся физическому насилию, имеют более высокий риску попыток самоубийства по сравнению с девочками, подвергшимися физическому насилию[5].
- Крушение романтических отношений, разлука или ссора с друзьями. Недавнее романтическое расставание в течение последних трех месяцев, одно из наиболее критических событий, приводящее к самоубийству[6]. Более половины событий связанных с конфликтом отношений происходят за последние 24 часа до самоубийства[7].
- Запугивание, издевательства (буллинг) со стороны сверстников. Взаимосвязь между запугиванием, унижением и риском самоубийства зависит от пола и по-разному влияет на жертв и преступников[8]. Буллинг редко является единственным фактором, способствующим суицидальному поведению.
- Нежелательная беременность, аборт, заражение болезнью, передающейся половым путем зачастую являются пусковым механизмом к развитию кризисного состояния с суицидальными тенденциями;
- Частые переезды в раннем детстве в возрасте 11-17 лет, независимо от наличия родительского конфликта, также могут усиливать суицидальный риск[1].
- Недавно выявленное психическое расстройство. Риск самоубийства в течение 3 месяцев после постановки диагноза в 10 раз выше при депрессии и расстройствах, вызванных употреблением психоактивных веществ. Таким образом, врачи должны знать о повышенном риске суицида и суицидального поведения в течение первых 3 месяцев после первоначального диагноза [2] . Повышенный риск попыток самоубийства сохраняется в течение первого года после постановки диагноза тяжелой депрессии и тревожных расстройств.
- Распад семьи, развод или уход одного из родителей из семьи, смерть одного из членов семьи.
Факторы, обеспечивающие защиту от суицидального поведения
- Семья: хорошие, сердечные отношения, поддержка со стороны родных.
- Личностные факторы: развитые социальные навыки, уверенность в себе, умение обращаться за помощью к окружающим при возникновении трудностей, открытость к мнению и опыту других людей, к получению новых знаний, наличие религиозно-философских убеждений, осуждающих суицид.
- Социально-демографические факторы: социальная интеграция
(включенность в общественную жизнь), хорошие отношения в школе с учителями и одноклассниками.
Признаки кризисного суицидального состояния
Переживания на которые необходимо обратить внимание:
- переживание социального поражения или личного унижение чаще возникает у подростков при невозможности оправдать ожиданий родителей, в ситуации буллинга;
- переживание себя как бремени Для Других, первую очередь для родителей. Наиболее часто встречающееся и мучительное переживание. Является независимым предиктором суицидальных мыслей в различных выборках, вне зависимости есть ли заболевание или нет;
- переживание безысходности, подростки говорят, что чувствуют «себя в ловушке своих несчастий», «с закрытой дверью», «страдание без возможности побега», которое создает муку, которая вызывает самоубийство.
Чувство окончательности попадания в невыносимые страдания приводит к возникновению синдрома суицидального кризиса, проявляющегося в следующих симптомах:
-в эмоциональной сфере: эмоциональное страдание, «душевная боль», тотальная безрадостность (острая ангедония), интенсивный беспричинный страх;
-в когнитивной сфере: фиксация на переживаниях, событиях приведших к кризисному состоянию, невозможность переключится на позитивные события;
-в поведении: значительное снижение социальной активности, избегание связей с ближними;
-в соматической сфере: хронические болезненные ощущения в теле, нарушения всех фаз сна;
-психосенсорные расстройства: ощущение измененности себя и окружающего мира (деперсонализация-дереализация), болезненное психическое бесчувствие, выражающаяся в словах «я не живу, я существую», «я стал как робот».
Профилактика суицидального поведения подростков.
Первичная профилактика или превенция
Первичная профилактика суицидального поведения среди несовершеннолетних должна стать приоритетным направлением деятельности в области здравоохранения и государственной политики, а осведомленность о самоубийствах как о проблеме общественного здравоохранения должна повышаться с использованием многомерного подхода, учитывающего 33
социальные, психологические и культурные последствия[3].
Основная цель профилактики суицидального поведения подростков - уменьшение факторов риска и противодействие им. В России подростки (несовершеннолетние) представляют возрастную группу до 17 лет под защитой государственных органов и официальных опекунов (родителей, близких, попечителей), гарантирующих заботу, защиту и охрану жизни и здоровья. Подростки как особая социально уязвимая группа подпадают под Федеральный закон «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» от 24.07.1998 N 124-ФЗ. В Распоряжении Правительства РФ от 18 сентября 2019 г. N 2098-р утвержден комплекс мер до 2020 года по совершенствованию системы профилактики суицида среди несовершеннолетних, включающий, в частности, разработку методических рекомендаций по профилактике суицидального поведения, выявлению ранних суицидальных признаков у несовершеннолетних; проведение обучающих семинаров, лекций для педагогов, школьных врачей и педагогов-психологов, сотрудников подразделений по делам несовершеннолетних, других специалистов, занятых работой с несовершеннолетними, с участием врачей-психиатров по вопросам организации работы по профилактике суицидального поведения несовершеннолетних с разъяснением факторов риска, поведенческих проявлений, алгоритма собственных действий. В рамках долговременного сотрудничества Научно-практического центра профилактики суицидов и опасного поведения несовершеннолетних НМИЦ психиатрии и наркологии им. В.П. Сербского и Центра экстренной психологической помощи МГППУ разработана технология выявления и сопровождения несовершеннолетних с суицидальными тенденциями объединяющая первичную, вторичную и третичную профилактику. На уровне первичной профилактики проводится повышение компетентности педагогических работников (классных руководителей, педагогов-психологов) в области распознавания признаков суицидального и самоповреждающего поведения, основным (первичным) методам работы с данными явлениями. Проводится психолого-педагогическая диагностика рисков суицидального поведения у обучающихся. Совместно с психологами-педагогами организаций, принявших участие в мониторинге, составляются планы реализации профилактических и психокоррекционных мероприятий по сопровождению подростков «группы риска» и профилактике суицидального поведения. За период с сентября 2015 г. по апрель 2018 г. в мониторинге всего приняли участие около 5000 обучающихся г. Москвы.
Школьные программы
Профилактические вмешательства, обращенные к учителям и школьному персоналу, профессионалам и ученикам позволяют на 50% сократить суицидальные попытки и частоту выраженных суицидальных мыслей и планов [4] . Необходимо подключение подростков к разработке профилактических программ[5].
Обучение специалистов образовательных организаций.
Важным этапом первичной профилактики является обучения специалистов образовательных организаций основам возрастной кризисной психологии, суицидологии. Специалисты отмечают появление новых требований к компетенциям школьного психолога, в том числе в связи с проблемами кризисного вмешательства[6], особой ролью психолога в реализации программ профилактики суицидального поведения подростков [7] . Существуют многочисленные данные об эффективности школьных программ в профилактики суицидального поведении [8] . Отмечается необходимость предоставления дополнительной информации и обучение в области кризисного консультирования[9]. Наиболее актуальные вопросы связаны с применением стандартизированных методик направленных на выявление суицидального поведения, оказание кризисной психологической помощи, организации медико-психологических мероприятий в образовательной организации после суицида обучающегося[10].
Первичная профилактика: работа с родителями
Три главные мысли, которые нужно донести до родителей:
J То, что взрослому кажется пустяком, для ребёнка может быть поводом для очень серьёзных душевных переживаний (примеры).
J У подростков ещё недостаточно жизненного опыта для конструктивного решения проблем, им может показаться, что уход из жизни - лучший выход из кризисной ситуации.
J Родители могут помочь своему ребёнку, если вовремя заметят у него признаки кризисного состояния и поговорят с ним. Дети очень редко напрямую просят им помочь или поговорить с ними, гораздо чаще они делают это косвенным образом, поэтому будьте внимательны к состоянию своего ребёнка и проявляйте искреннюю активную заинтересованность в его жизни.
Вторичная профилактика или интервенция
Поддержка лиц, переживающих кризисы, ориентированная на решение актуальных проблем подростка. Основная цель вторичной профилактики - помочь человеку с выявленными суицидальными намерениями найти выход из сложившейся ситуации и стабилизировать психологическое состояние. Цели мероприятий для подростков, склонных к суицидальному поведению, можно представить как уменьшение дистресса (разрешение актуального кризиса) и предотвращение развития суицидальных намерений [11] . через поддержку и поощрение приверженности к лечению. Психотерапия сосредоточена на выявлении триггеров развития суицидального поведения для планирования эффективного совладания с такими ситуациями в будущем.
Третичная профилактика или поственция
Помощь, которая оказывается людям, уцелевшим после попытки самоубийства и их окружению, а также направлена на социально-психологическое сопровождение окружения близких погибшего от суицида и предотвращение волны подражательных суицидов. Цели и этапы оказания кризисной психологической помощи после совершенного в образовательной организации суицида: снижение интенсивности острых стрессовых реакций у пострадавших (учащиеся и их родители, педагоги, администрация образовательного учреждения), оптимизация их актуального психического состояния, профилактика возникновения негативных эмоциональных реакций и повторных суицидов.
Телефон доверия - средство первичной, вторичной и третичной
профилактики суицидального поведения несовершеннолетних
В качестве одного из основного инструмента профилактики суицидального поведения во всем мире считаются службы Телефонов доверия (службы экстренной психологической помощи) [12] . Специалисты Телефонов доверия помогают ребенку осознать ценность жизни, найти выход из сложной жизненной ситуации, увидеть свое будущее во взрослой перспективе (жизни): учебе, работе, семье, поиске и выборе партнера. Работа служб Телефонов доверия снижают частоту суицидальных попыток и уменьшают риск повторных суицидов [13] . В дополнение к снижению суицидального риска, телефонное консультирование улучшает общее психическое состояние суицидентов